О реализации социальных задач

Информационная статья: "О реализации социальных задач" от профессионалов для людей. На все вопросы вам ответит дежурный юрист.

Государственные программы Российской Федерации по социальной поддержке граждан в 2019-2020 гг.

В каждом государстве в целях поддержки населения действует целая система мероприятий, направленных на улучшение качества жизни незащищенных слоев населения. Для этих целей создаются программы по социальной поддержке граждан. Не исключением является и Российская Федерация. На её территории действует государственная программа РФ по социальной поддержке населения. О том, какие основные цели и задачи проекта, объём финансирования, сроки реализации, а также ожидаемые результаты, расскажем в этой статье.

Госпрограмма соцподдержки

Социальная поддержка (населения) граждан является неотъемлемой частью каждого демократического государства. Под этим термином фактически скрывается помощь людям, поддержание физической жизни, а также удовлетворение первостепенных потребностей, помогающих приспособиться к неблагоприятным условиям среды.

Основными направлениями социальной помощи со стороны государства можно выделить разработку специальных программ в следующих сферах:

Государственная программа (далее госпрограмма) представляет собой целый комплекс мероприятий, а также целей и задач, взаимосвязанных между собой, обеспечивающих исполнение ключевых государственных функций.

Госпрограмма РФ «Социальная поддержка граждан» утверждена в апреле 2014 г. и размещена в открытом доступе на сайте «Портал госпрограмм РФ«.

Содержание указанного документа состоит из:

  1. Паспорта программы, а также данных существующих подпрограмм;
  2. Информации о существующих показателях, в соответствии с которыми оценивается эффективность программы, а также существующих подпрограмм;
  3. Списка основных мероприятий;
  4. Правил распределения денежных средств из федерального бюджета как по госпрограмме, так и её составным частям;
  5. Информации о целях и задачах как основной программы, так и подпрограмм;
  6. Информации о финансировании и распределении денежных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Содержание госпрограммы

Основные элементы, определяющие содержание социальной программы в России, можно определить следующим образом:

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Ожидаемые итоги

Как у каждого проекта, результатом его реализации являются ожидаемые итоги, позволяющие в целом установить уровень эффективности. Итоги от реализации названных проектов ожидаются следующие:
  1. Исполнение и осуществление обязанностей государства по поддержке граждан РФ;
  2. Увеличение численности учреждений социального обслуживания;
  3. Увеличение уровня доходов для сотрудников этой сферы;
  4. Оказание существенного влияния на рост рождаемости;
  5. Увеличение количества сирот, а также воспитанников детских учреждений, переданных на воспитание в семьи;
  6. Оказание влияния на материальное и социальное положение пенсионеров, а также создание условий по их улучшению;
  7. Повышение количества, а также качества услуг, оказываемых специализированными учреждениями в этой сфере.

Важно! Программа РФ «Социальная поддержка граждан» создана с целью улучшения благосостояния граждан. Названный проект является долгосрочным и будет действовать на территории РФ до 2020 года включительно.

Воспитательные возможности социально значимой деятельности подростков в общественных организациях

Становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. По мнению Шиловой М. И., в процессе социализации человек входит в систему социальных отношений путём воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности. (7, с.23). При этом развитие личности зависит еще и от того, насколько верно организован процесс индивидуализации воспитания, как широко он позволяет раскрыть индивидуальные способности подростка, дать возможность реализовать себя в деятельности, осуществляя общественные преобразования.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле — социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в рамках общественных объединений или организаций через средства социальных проектов, но вместе с тем она представляет собой достаточный багаж знаний, умений, навыков, энергии. Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность воспитанника, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, развивая в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

Поэтому большое значение отводится профессиональным и личностным качествам руководителей детских и молодежных общественных организаций, которые и осуществляют процесс воспитания подростков и обеспечивают необходимые условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями может быть наличие в объединении:

  • атмосферы партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
  • “ситуации успеха” подростков в процессе реализации социальных инициатив;
  • высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
  • активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально — инициативную деятельность;
  • широкого и деятельного участия государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

В настоящее время районной молодежной детской общественной организацией “Аквилон” Калининского района города Новосибирска накоплен позитивный опыт реализации инициатив по различным направлениям досуга, здорового образа жизни, патриотического, гражданского, художественного, эстетического и социального воспитания. Данное детское объединение было образовано 10 октября 1999 года на основе совета Старшеклассников МОУ СОШ № 184. главной целью организации является: формирование позитивного социального опыта, готовности к активным социальным действиям. Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

  • создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально значимой
  • деятельности и выражения членами организации своих интересов;
  • расширение содержания и форм социальной активности воспитанников;
  • воспитание качеств лидера;
  • оказание помощи конкретным детям в овладении доступными для них способами
  • реализации своих прав в государстве и обществе;
  • укрепление гражданской, патриотической позиции в пределах возможностей социального
  • действия детского коллектива;
  • обучение аргументированному выбору стратегии жизненного пути, успешному выбору
  • будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязь педагогического и детского самоуправления осуществляется на следующих уровнях:

  • социально-психологический – взрослые и дети – члены одной организации, от их взаимопонимания, умения общаться друг с другом, желания избегать конфликтов зависит успешность ее жизнедеятельности
  • нормативно-правовой – обеспечение гарантий, которые позволяли бы органам детского самоуправления полноценно реализовывать свои функции. Гарантом выступают педагоги – взрослые
  • организационно-управленческий – взрослые и дети взаимодействуют в управлении коллективом через работу органов соуправления, которые вырабатывают общие решения, составляют реально выполнимые программы деятельности.
Читайте так же:  Где взять выписку егрп

Организация ведет свою деятельность по нескольким направлениям: информационный центр (выпуск печатной продукции, ежемесячной газеты “Классная жизнь”), школа Лидера, научное общество (проведение исследований и написание работ на школьные, районные и городские научно-практические конференции), шоу-программы, вожатское мастерство.

Одним из ярких примеров по включению подростков в социально-значимую деятельность является организация деятельности пришкольного летнего лагеря на базе МОУ СОШ № 184, благоустройство пришкольной территории, создание и реализация проекта направленного на улучшение общего микроклимата в классных коллективах.

Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально-значимого идеала в реальности. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в областных, городских и районных конкурсах, при работе вожатыми в летней смене пришкольного лагеря активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и областных научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациями.

В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Это позволяет в полной мере осуществлять социализации и индивидуализации воспитания, дает возможность утверждать о высокой степени готовности как подростковой группы в целом, так и в частности каждого члена группы к совместному и индивидуальному осуществлению общественно-значимых преобразований.

Еще одними ярким примером воспитательного влияния социально-значимой деятельности детских и молодежных общественных организаций является работа школы Лидера. Цели деятельности данной школы определяются потребностями общества, они сформулированы Федеральным законом “Об образовании” и уставом РМДОО “Аквилон”.

Члены “Аквилона” — это будущие специалисты, а может быть и руководители различных направлений промышленности. От их личностных качеств и направленности во многом зависят качественные преобразования в нашем обществе. С появлением детских организаций и становлением самоуправления появилась возможность реализовать активную гражданскую позицию и испытать себя в роли лидеров. Стремление подростка выполнять руководящую функцию ставит необходимость овладения им специальными знаниями и умениями, которые бы способствовали его личностному росту, и позволил бы эффективно управлять группой в тех или иных условиях.

Решение этой задачи осуществляется через деятельность школы Лидера, представляющей собой сообщество детей и взрослых, совместная деятельность которых направлена на воспитание лидерских качеств каждого члена РМДОО “Аквилон”, а также на формирование и проявление лидерской позиции в практической деятельности. Девиз школы “Хочешь быть лидером – будь им!”

Главная цель школы Лидера – формирование личности детского и молодежного лидера с гражданской и гуманистической направленностью.

Задачи школы Лидера:

  1. Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской позиции у участников школы через включение их в различные виды деятельности по направлениям работы школы.
  2. Развить творческий и интеллектуальный потенциал молодых людей как лидеров детских и молодежных объединений и организаций.
  3. Научить лидеров технологиям психологической культуры общения, влияния на людей, технологиям самопомощи в современных условиях.

Школа ведет свою деятельность в трех пространствах:

  • учебное — строится на основе лекционно-практических занятий, посвященных вопросам психологии управления, самоорганизации, теории лидерства;
  • деятельностное — означает реализацию конкретных социальных проектов на основе полученных знаний и умений;
  • рефлексивное — анализ участниками школы своих практических действий, осмысление теории через практику и обратно, освоение технологий анализа и рефлексии.

Содержание учебного блока основано на субъектно-деятельностном, ценностном подходах к рассмотрению лидерства как явления групповой жизни. Учебный блок включает в себя следующие разделы:

  • лидерство как явление групповой жизни; диагностика и формирование лидерских качеств; роль лидера в групповой структуре и динамике;
  • эффективные коммуникации.

На наш взгляд, деятельность школы Лидера должна ориентироваться на перспективу возможного расширения круга участников школы из числа учащихся школы № 184, как являющихся реальными лидерами, так и желающих самосовершенствоваться в данном направлении.

Таким образом, организуя процесс воспитания в детских и молодежных общественных организациях, следует учитывать воспитательные возможности социально-значимой деятельности подростков и их интересы и потребности создавая определенные условия для участия детей и подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы, мы вполне можем рассчитывать на повышение качества воспитания, и творческого развития самой личности.

Литература

  1. Гиль СС. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М.. 1 Социальный проект, 2003. 492 е.
  2. Никандров Н.Д. Россия: социализация в воспитание на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 304 с.
  3. Организатору детского движения. Сборник документов и методических материалов/Сост. ИП. Руденко. ЛА. Муравьева — Самара, 2003 -72 е
  4. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. — М., 2003. — 512с.
  5. Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 — х частях/ Сост. и ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.- Часть 1. — 240 с.
  6. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003. — 214 г.
  7. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.

Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.04.2015 2015-04-26

Статья просмотрена: 24742 раза

Библиографическое описание:

Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 511-514. — URL https://moluch.ru/archive/89/17907/ (дата обращения: 06.11.2019).

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается, прежде всего, отношений между социальными группами, обществом и его членами, связанных с изменением в социальной структуре, ростом благосостояния населения, улучшением качества жизни граждан страны, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, улучшением образа жизни. Данные показатели являются одними из важнейших, так как определяют уровень благосостояния и степень процветания каждого государства, ведь, по сути, удовлетворенность граждан напрямую связана с развитием государства в целом.

Сегодня под социальной политикой государства понимают воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей и прежде всего повышения уровня жизни, предоставление социальных услуг населению [6, 496 с.]

Читайте так же:  Развод и девичья фамилия сколько стоит вернуть свою фамилию, как сменить паспорт и другие документы

Увеличение степени социальной направленности развития российской экономики является одним из необходимых условий повышения качества жизни населения. Социальное развитие в стране зависит от состояния социальной сферы в регионах.

Эффективное управление развитием социальной сферы охватывает такие отрасли как правовые, методические, финансовые, информационные обеспечения, что позволит увеличить результат. А отсутствие эффективного управления будет осложнять выбор стратегических направлений развития социальной сферы, что в дальнейшем будут происходить конфликты при решении практических вопросов при предоставлении социальных услуг.

Социальная политика государства должна учитывать не только материальные, политические, но и духовные интересы общества, она является одной из приоритетных и стратегически важных направлений развития страны. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, Конституция РФ].

В социальной сфере региона складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимые для реализации творческого потенциала человека. Из отраслей определяющих образ жизни людей, их благосостояния относятся образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и физическая культура, развивающиеся за счет бюджетных средств.

Отрасли социальной сферы региона

Рис.1 Авторская работа

В условиях рыночной экономики социальная политика должна создавать необходимые предпосылки для удовлетворения населения его основных потребностей. Без эффективной реализации этой стратегической задачи не будет нормальное функционирование рыночного хозяйства.

Для полной реализации социальной политикой региона должна основываться на следующие принципы:

— обеспечение государственной целостности;

[1]

— единства системы государственной власти

— разграничение предметов ведения между органами государственной власти и субъектов.

Развитие социальной инфраструктуры региона позволяет создавать фундамент для поддержания социально-экономических прав и гарантий населения, помогает обеспечить и сохранить доступность социальных услуг и способствует максимальному приближению потребностей к ресурсным возможностям региона.

Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ и системы социальных услуг.

На данный момент социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015–2017 гг.) определятся на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату.

Актуальной проблемой в условиях развития социальной политики является низкий уровень реальных доходов населения, их дифференциация. В 2014 эта дифференциация не изменилась к 2013 году, и составляет 33 % от общего объема денежных доходов, на необеспеченное население, 1,8 % наименее обеспеченное население.

Остаются острыми вопросы в сфере здравоохранения и образования. В настоящее время ощущается дефицит качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в образовании и здравоохранении. [2, Указ Президента РФ]

В настоящее время в России существует немало острых проблем, касающихся государственной социальной политики, среди которых наиболее значимыми являются: низкий уровень пенсионных выплат и реальных доходов населения, наличие слабо защищенных слоев населения, включая бюджетную сферу, острый дефицит квалифицированных социальных кадров, а также яркая асимметрия в сфере ведения государственной политики [8, 272].

Основными приоритетами социальной политики в прогнозный период должны являться

— увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

— реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Должны также реализовываться меры, направленные на упрощение процедуры привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

— развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

— развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

— продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки. [3]

На фоне достижений социальной политики в России в последнем двадцатилетии достаточно ярко высвечиваются весьма острые и фундаментальные нерешенные проблемы, требующие осмысления и поиска путей их преодоления.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предполагает к 2020 г. увеличение государственного инвестирования в образование с 3,9 до 4,5 % ВВП. Это практически ничего не меняет и существенно отстает от потребностей общества с позиций заявленного курса развития государства как социально ориентированного.

Стабильный рост инвестиций государства в сферы всех видов образования (общего, среднего и высшего профессионального) — весьма насущная задача социальной политики в ближайшие годы и более отдаленной перспективы. Только на этой основе возможно обеспечить достойный уровень образования и предоставления услуг обучения на бесплатной основе.

Безусловного внимания и глубокого рассмотрения требуют вопросы перевода подготовки специалистов высокой квалификации на трехступенчатую систему:

Сами по себе эти процессы, широко внедряемые в практику Минобрнауки России, не вызывают возражения, поскольку позволяют дать молодым людям углубленные знания по профильным специальным предметам и освоить теоретические основы наук, но анализ практики образовательного процесса свидетельствует, что нет достаточного эффекта.

Органы управления образованием и наукой не решили предварительно вопросы методического обеспечения новых видов профессиональной подготовки: отсутствуют дифференцированные программы обучения, во многих случаях нет соответствующих учебников и учебных пособий. Наконец, и это весьма важно, профессорско-преподавательский состав вузов не прошел необходимой подготовки. В реальных условиях существенных различий в подходе к обучению слушателей бакалавриатуры, специалитета и магистратуры нередко нет. Очевидно, преодоление отмеченных недостатков как на федеральном, так на региональном и корпоративном уровнях, весьма важно, и его нельзя откладывать на дальнюю перспективу.

В современных условиях минимально допустимый для обеспечения полноценных услуг здравоохранения населения страны уровень государственных инвестиций в эту сферу по оценкам авторов учебника «Экономика общественного сектора» должна составлять 5 % ВВП [7, с.264, 288]. В развитых экономиках государственные вложения в здравоохранение составляют 7–8 %ВВП, а совокупные вложения в сферу оказания медицинских услуг — около 11 %. В России государственные инвестиции в здравоохранение не превышают 3 % ВВП. В стратегической перспективе в соответствии с Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. планируется их увеличить до 4,8 % ВВП, т. е. уровень усилий общественного сектора экономики будет по-прежнему отставать от параметров развитых стран.

Читайте так же:  Гибель подростков под колесами электрички в самаре

Вряд ли правомерно и в дальнейшем мириться с непрерывным переводом услуг в области всех видов образования и охраны здоровья граждан на платную основу. А именно эти процессы становятся преобладающими в современной России. Такая ситуация неизбежно скажется на возможности населения с невысокими доходами получать полноценные образование и медицинскую помощь.

Социальное расслоение населения по уровню доходов и заработной плате свидетельствует о недостаточной справедливости и нравственности распределительных отношений в нашей стране. На протяжении последнего десятилетия соотношение средней заработной платы 10 % работников с наибольшей и 10 % с наименьшей заработной платой сохранялось стабильным (25–30 раз), и лишь в последние годы наблюдается сближение различий [4, с. 418,484]. Такую тенденцию можно считать положительной, но в то же время расслоение общества продолжает быть существенным. Особенно если его сравнивать с аналогичным показателем в странах с развитой экономикой, где различия в уровнях трудовых доходов не превышают 5–7 раз [5, с. 412].

В качестве государственных мер в области преодоления социального расслоения общества могут быть использованы меры, присущие рыночной экономике: установление государственного минимума заработной платы на социально приемлемом уровне, система подоходного налогообложения (возврат к его прогрессивной шкале), индексация заработной платы в связи с ростом стоимости жизни.

Итак, Россия всегда имела свои особенный путь развития, и социальная сфера не стала исключением. В настоящее время создаются и разрабатываются множество законов и нормативных актов в сфере государственного регулирования экономики в социальной сфере, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения и обеспечения их комфортного проживания. Конечно, еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов и есть, куда стремится, однако государство сделало огромный шаг к достижению максимально высокого уровня жизни и благосостояния российских граждан в рамках социальной политики.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7 -ФКЗ)]

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. — 2012. — № 5775.

3. http://www.garant.ru- Электронный ресурсКонцепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года

4. Труд и занятость в России. М.: Росстат, 2005. Табл. 8.3. 2009. Табл. 8.25.

5. Труд и занятость в России. М.: Росстат, 2009. Табл. 8.20.

6. Кушлин, В. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013. — 496 с.

7. Савченко П. В.. Экономика общественного сектора: Учебник /. М.: ИНФРА-М, 2009.

8. Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях

Анна Королёва
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях

Видео (кликните для воспроизведения).

Доклад на тему:

«Реализация задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на занятиях»

Социально- коммуникативное развитие ребёнка – это сложный процесс, в результате которого, он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

В ФГОС образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя 4 раздела:

— Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

— Ребёнок в семье и обществе;

— Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

— Формирование основ безопасности;

В разделе «Социализация» стоит ряд задач, реализуемых в непосредственно организованной деятельности:

— Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению (нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.

В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста эту задачу я реализую в ходе бесед с детьми, чтения художественных произведений, обсуждения и обыгрывания прочитанного, в ходе моделирования проблемных ситуаций.

— Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Данная задача реализуется в играх «Чудо- дерево», «Ласковые имена», Пирамида любви», «Разноцветный букет» и др.

— Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Данная задача хорошо реализуется на занятиях в ходе игр «Зоопарк», «Клубочек», «Перекличка-путаница», «Передай игрушку по кругу», «Комплименты» и др. ;

Раздел «Ребёнок в семье и обществе».

— Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные и смелые; девочки нежные и женственные).

На занятиях физкультурой мальчикам даётся больше заданий на силовую подготовку, скорость, выносливость, девочкам – на координацию движений, гибкость и грацию. Подбираются соответствующие сюжеты: «Русские богатыри», «Охотники и звери», «Марш солдатиков» или «Восточные красавицы», «Танец бабочек».На занятиях используются различные дидактические игры: «Одень куклу», «Радио», «Разные имена», «Как я дома помогаю», «Комплименты» и др. Для реализации этой задачи также проводится чтение художественной литературы, беседы.

— Углублять представления о семье, её членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь).

В ходе решения данной задачи проводится чтение художественной литературы, их обыгрывание, беседы, отгадывание загадок.

Раздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

— дети приучаются самостоятельно готовить свои рабочие места и убирать их после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать столы). Дети учатся самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.

На занятиях проходит знакомство детей с профессиями, их значимостью. Используются различные игры: «Кто что делает», «Кому что надо», «Профессии», «Магазин», «Определи по предмету профессию», сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Семья», «Шоферы», «Больница» и др.

Так же знакомство с профессиями проходит при рассматривании иллюстраций, чтения художественных произведений.

Раздел «Формирование основ безопасности»

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдения ПДД. Уточнять знания о назначении светофора и работы светофора. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначение : скорая помощь, пожарная, мчс, полиция, трамвай, троллейбус, автобус.

Для решения этих задач на занятиях используются дидактические игры «Поездка на автобусе», «Чудо — светофоры», «Верно-неверно», «Дорожная азбука», «Правила поведения», «Пешеходы и транспорт», «Разрезные знаки», «Дорожное лото»; подвижные игры «Цветные автомобили», «Светофорчики», «Воробышки и автомобиль» и др.

Помимо игр используется рассматривание картинок, беседы, создание проблемных ситуаций.

Игра как средство расширения социально-коммуникативного опыта дошкольников по формированию основ безопасного поведения Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Игра как средство расширения социально-коммуникативного.

Читайте так же:  Сколько стоит жизнь в казани

Конспект НОД с приоритетом социально-коммуникативного развития «День матери» КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ МАТЕРИ» Цель: Расширить и углубить знания детей о празднике — «День матери»; повысить социальную значимость.

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию как средство организации социально-коммуникативного развития Сегодня перед образовательными организациями российской федерации поставлена задача, подготовить к жизни совершенно новое поколение детей:.

НОД с приоритетом социально-коммуникативного развития в старшей группе «Искру туши до пожара, беду отводи до удара» НОД «Учимся играя!» с приоритетом социально-коммуникативного развития в старшей группе № 5 детского сада-ясли №3 «Юля» «Искру туши до пожара,.

Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Возрастная группа: средняя группа Тема: Наш друг светофор Тип проекта:.

Реализация социально-коммуникативного направления через театральную деятельность Реализация социально — коммуникативного направления через театральную деятельноcть В республике Башкортостан формирование человека происходит.

[3]

Решение задач социально-коммуникативного развития посредством игры Система работы в младшей группе Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определённые проявления.

Социально-культурная среда социума в реализации задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников Одно из средств реализации задач по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине — само окружение (природное и социальное).

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Театрализованная игра как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста Театрализованная игра как средство социально -коммуникативного развития детей раннего возраста. Выполнила: Филиппова Дарья Ивановна.

На реализацию социальных задач стратегии развития Арктики необходимо 350 млрд рублей

МОСКВА, 28 октября. /ТАСС/. Потребность в финансировании мероприятий социальной сферы стратегии развития Арктики до 2035 года оценивается в 350 млрд рублей. Источником этих средств должны стать налоги от реализации новых проектов в Арктической зоне, сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.

«Мы с регионами посчитали набор «минимум», который оценивается в 350 млрд рублей. В стратегии мы предложим в качестве такого источникам направлять налоги от новых проектов на повышение качества жизни в регионе, пока эти цели не будут достигнуты», — сказал он на парламентских слушаниях «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года».

Крутиков отметил, что сокращение населения из Арктической зоны России за последние 15 лет составило порядка 300 тыс. человек. «Этот разрыв между вкладом Арктики в экономическое развитие страны и качеством жизни живущего там населения я считаю ключевым внутренним вызовом, с которым нам предстоит работать ближайшие 15 лет», — сказал замминистра.

Одним из подобных показателей, считает Крутиков, является стоимость овощей и фруктов, которая должна установиться после выстраивания эффективной системы поддержки северного завоза на уровне не выше, чем в центральной России.

Крутиков отметил, что речь идет также о необходимости повышения таких показателей как продолжительность жизни, качество образования, доступность жилья, состояние городской среды, транспортная доступность.

Ранее президент России Владимир Путин сообщил о планах принять в этом году новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. По его словам, документ должен объединить мероприятия нацпроектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. В августе Крутиков сообщил о начале работы онлайн-платформы по сбору предложений от общественности и экспертов в Стратегию развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

В новость были внесены изменения (17:57 мск) — добавлены подробности после 2-го абзаца.

Реализация социального проекта

Этап реализации социального проекта полностью зависит от того, насколько успешно проведены подготовительные работы, т. е. насколько концептуально осмыслен проект.

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):

  • 1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
  • 2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
  • 3. Определение целей и задач социального проекта.
  • 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
  • 5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
  • 6. Разработка системы оценки проекта.
  • 7. Формирование общественного мнения.
  • 8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
  • 9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
  • 10. Проведение плановых мероприятий.
  • 11. Анализ результатов работы.

Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.

Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения материалов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.

Определение социальной проблемы — это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса.

Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:

  • — важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
  • — масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
  • — возможность практической реализации проблемы участниками проекта.

Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.

Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.

Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут . оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.

Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей

На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные.

Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации.

Читайте так же:  Льготы опекунам недееспособных инвалидов

В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.

Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В программу обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.

Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.

В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.

Разработка системы оценивания — очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр.

Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.

Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта.

Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.

После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров — организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.

[2]

На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта.

Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.

К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.

Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.

Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.

Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.

Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:

  • — Достигнута ли цель проекта?
  • — Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
  • — Какой была атмосфера проведения социального проекта?
  • — Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
  • — Чему научились в ходе реализации проекта?
  • — Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Видео (кликните для воспроизведения).

Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социальной проблемой А. Прутченков. «Граждановедение». №б, 7 за 2001 г..

Источники


  1. Шайдуллин, Б. Ваш друг — автомобиль. 400 практических советов по уходу за двигателем / Б. Шайдуллин. — М.: Урал-Пресс, 2003. — 304 c.

  2. Трейвас, Л.Ю. Болезни и вредители хвойных растений. Атлас-определитель / Л.Ю. Трейвас. — М.: Фитон+, 2014. — 698 c.

  3. Использование лекарственных растений в восстановительной медицине и фитотерапии онкозаболеваний, пострадиационных поражений и геронтологии. — М.: МДВ, 2008. — 392 c.
  4. Отсутствует Краткий справочник по биологии / Отсутствует. — М.: Питер, 2015. — 271 c.
О реализации социальных задач
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here