Она нашла себя в милосердии

Информационная статья: "Она нашла себя в милосердии" от профессионалов для людей. На все вопросы вам ответит дежурный юрист.

«Если сестра служит больному самоотверженно – это подвиг»

Беседа с Аленой Давыдовой, руководителем патронажной службы «Милосердие»

В службе помощи «Милосердие» продолжается набор на уникальные курсы по уходу за тяжелобольными людьми. Какие люди и зачем избирают для себя такой путь служения ближнему, рассказывает сестра милосердия и руководитель патронажной службы «Милосердие» Алена Давыдова.

– Какими путями обычно приходят люди к пониманию, что хотят послужить тяжелобольным людям? Как приходят к вам, в патронажную службу?

– Обычно в патронажную службу приходят, желая чего-то большего, не находя удовлетворения и радости в другой работе. Наверное, основная цель – желание послужить людям, стремление заботиться и дарить тепло другим.

Бывает, что такое желание приходит внезапно: после прочтения книги, знакомства с примером ближних или подвигом святых. Иногда родственники подопечных, видя труд сестер по уходу, проявляют желание учиться ухаживать не только за своими близкими, но и за другими нуждающимися.

А многие женщины становятся сестрами не сразу, а вырастив своих детей; для них приход на работу в патронажную службу – взвешенное и продуманное решение. Вот, например, у нас есть сестра Ольга Николаевна. Она в одиночку воспитала сына – теперь он студент медицинского института. Ей 50 лет, и она давно хотела помогать больным, но работала программистом. Когда сын вырос, она наконец смогла реализовать давнюю мечту: в прошлом году пришла к нам на патронажные курсы. Так что уже больше года она работает сестрой по уходу, умудряясь при этом совмещать это с прежней работой программистом.

– А как вы сама стали сестрой милосердия?

– В службу «Милосердие» я пришла добровольцем и хотела сначала помогать детям, но после поняла, что взрослые не меньше детей нуждаются в помощи. Страдающий взрослый человек реже вызывает жалость и сочувствие, готовых помогать взрослым обычно меньше. Если по болезни или иным причинам я длительное время не могу ухаживать за больными, мне начинает казаться, что душа черствеет, лишается радости и утешения.

[3]

– Уход за тяжелобольным человеком – это подвиг?

– Подвиг – борьба с собой, своими привычками, недостатками, отказ от себя ради ближнего. Уход может быть подвигом, если сестра служит больному самоотверженно, переживает о его нуждах, терпит недовольство и раздражение, понимая, что оно может быть проявлением болезни или даже последствием неправильных действий самой сестры. Но помогая больным, нельзя думать, что делаешь что-то возвышенное и этим отличаешься от ближних. У нас есть одна пожилая подопечная, которая вообще не терпит возражений, раздражается и кричит, когда что-то идет не по ее желанию: например, ей может не понравиться сваренный суп, она может несколько дней подряд придумывать причины отказа от мытья головы – замечания и упреки приходится терпеть ежедневно. Но при этом каждый вечер перед расставанием с сестрой наша подопечная обязательно просит прощения.

– Что самое сложное, с чем приходится справляться патронажной сестре?

– Безусловно, сестре бывает сложно смиряться. Через общение с больными мы видим и свои недостатки. Еще тяжелее, когда не можешь помочь страдающему больному, – надо учиться полагаться на Бога и доверять Богу.

– Кажется, что патронаж – это тихая, незаметная работа. Дает ли она возможность для личностного роста, самореализации?

– В каждом деле можно стать специалистом, в каждом труде – расти и совершенствоваться. По возможности нужно стараться изучать особенности заболеваний и реабилитации, новые средства ухода и медицинские приспособления. Важно понимать, что от грамотного ухода зачастую зависит жизнь больного, а непрофессионализм сестры может привести к пагубным последствиям.

– Ваши больные выздоравливают?

– К сожалению, большинство наших подопечных – люди с неизлечимыми и прогрессирующими заболеваниями. Наша цель не исцелить, а продлить жизнь, сделав ее более полноценной, по возможности облегчить страдания.

– Сложно, наверно, искать радость в работе с неизлечимыми пациентами?

Многие наши подопечные – очень светлые люди с удивительным жизненным опытом и богатой душой – у них можно многому поучиться.

– Да, но всё же мне не раз приходилось убеждаться, что больные дают нам больше, чем мы им, а уход приносит радость. Так всегда: чем больше даришь любви, тем больше получаешь взамен. Наверно, это можно объяснить тем, что забота о ближних – естественная потребность души. Кроме того, многие наши подопечные – очень светлые люди с удивительным жизненным опытом и богатой душой – у них можно многому поучиться.

– Расскажите самую радостную историю из жизни патронажной службы.

– Больше месяца мы ухаживали в больнице за обездвиженным мужчиной с тяжелыми ранами и серьезными сосудистыми нарушениями. Родные были уверены, что дополнительной помощи по уходу не требуется, и вследствие загруженности навещали его довольно редко. В больнице мужчина угасал на глазах, сильно скучал по дому и родным. Каждый день мы приходили с тревогой, что не застанем его в живых. В конце концов всё разрешилось благополучно: мужчину забрал сын. После выписки мы продолжали поддерживать семью: приезжали на консультации, созванивались и списывались. Когда звонили последний раз после длительного перерыва, выяснили, что раны уже почти затянулись, а наш подопечный стал дедушкой.

Курсы по уходу, организованные службой «Милосердие», – это возможность не только освоить дополнительные навыки, но и трудоустроиться. Занятия ориентированы на тех, кто готов в дальнейшем работать в социальных проектах службы «Милосердие», в том числе в патронажной службе помощи на дому, Свято-Спиридоньевской богадельне для одиноких стариков, детских домах для детей-инвалидов, а также в отделениях неврологии московских больниц. С первых занятий слушатели начинают проходить практику под руководством опытных сестер в этих проектах.

Обучение будущих патронажных сестер будет проходить трижды в неделю по будням в вечернее время в течение 8 месяцев. Планируется начать занятия в ноябре по мере комплектации групп. В рамках обучения опытные преподаватели, врачи и священники будут вести занятия по таким предметам, как сестринское дело, основы анатомии и терапии, а также духовные основы милосердия. Курсы также включают цикл практических занятий «Особенности ухода за тяжелобольными». Уникальная методика ухода была разработана на основе более чем 20-летнего опыта работы сестер службы «Милосердие» с такими пациентами.

Узнать подробнее о курсах по уходу за тяжелобольными и записаться на собеседование можно по телефону справочной службы «Милосердие»: 8 (495) 972-97-02.

Алена Давыдова
Фото: диакон Андрей Радкевич

Милосердие
(страница 3)

Море не знает милосердия. Не знает иной власти, кроме своей собственной.

Читайте так же:  Подавляющее большинство самарцев приватизировалo свое жилье

Смерть немилосердна, от неё не ускользнешь.

Бог гораздо милосерднее священника.

Они называют меня убийцей. А как это назвать, когда один убийца убивает другого? Они врут. Они врут, что нам надо быть милосердными к тем, кто врет, к тем, кто создает атомные бомбы.

Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.

Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.

— Ты думаешь, он в одиночку уничтожит весь спецназ? Кто он по-твоему? Бог?
— Бог милосерден. А он — нет.

Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.

— Вам бы видеть мои сны, вы бы были со мной милосердны.

Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Любовь долготерпима и милосердна.
Любовь не завидует.
Любовь не превозносится, не гордится.
Любовь не ропщет, не мыслит зла.
Она не ищет выгоду и не бесчинствует.
Любовь не радуется неправде, но радуется истине и ведёт к свету.
Любовь всё покрывает, и всегда, в любом проявлении благословенна.

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Слово «любовь» означает две разные вещи: просто любовь, то есть страсть, и милосердие.

Цитаты из фильмов

Цитаты из мультиков

© 2011-2019 Цитаты и афоризмы на все случаи жизни

ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ РОДИТЕЛЯМ

Я долго решал, каким видом спорта мне заняться. Сначала это было дзюдо. Я занимался им два года, но мне это не очень нравилось. «Не твоё!» — сказала мама и посоветовала мне заняться плаванием. Сначала не все получалось, но мне очень понравилось плавание. Хотелось быть лучшим! Я упорно тренировался. И вот в прошлом году занял третье место в соревнованиях по плаванию на спине. В этом году я надеюсь быть первым, ведь вкладываю в этот спорт много сил и очень стараюсь! Спасибо маме Ольге Сергеевне и папе Анатолию Викторовичу, что поддерживают меня! И за то, что всегда меня понимают!

Алексей Романов, 10 лет,
выпускник начальной школы
№ 689, Санкт-Петербург

ПРАВО НА ОШИБКУ

Что такое добро? Это чувство многозначно: это благодарность, милосердие и другое, в том числе и доверие, понимание. Я хочу рассказать именно о доверии, особенно о доверии родителей к детям.

Вообще, что такое доверие? Доверие — это чувство, когда ты можешь положиться на другого человека.

Это чувство особенно ярко проявляется в отношениях детей и их родителей. Есть мнение, что любой ребенок всегда и везде может с уверенностью положиться на своих родителей. И хороший родитель тоже всегда положится на своего ребенка. Но жизнь намного сложнее, чем наши мысли о ней.

Однажды мы, несмотря на запрет, пробрались в лес зимой. Нам было страшно, но мы вошли. Сразу появилось ощущение, будто ты попал в параллельный мир или в сказку. Но это ощущение не казалось странным, наоборот, нам было интересно, что там, за теми деревьями, что за теми кустами, что за корягой. Мы стали обследовать лес. Мы долго там рыскали, заглядывали под каждое бревно, за каждый куст. Спустя некоторое время мы даже там играли в прятки, догонялки.

И летом, на каникулах, я, нарушив запрет мамы, пробрался в лес с друзьями. Мы строили там шалаш, играли и вообще проводили много времени. А когда мама узнала про это, она не наказала меня, а наоборот, разрешила туда ходить, то есть дала мне свободу. Вот это и есть доверие, свобода — это доверие.

Или вот случай: мне нужно было ехать на соревнования на четыре дня, без моего тренера, вместе с выборжцами. И мама меня отпустила, опять же — дала мне свободу. Но так бывает не в каждой семье. Не везде есть понимание. Например, несколько моих друзей по секции не поехали на соревнования из-за того, что их не отпустили родители. Вот это уже в некоторой степени недоверие. Но это их выбор, они беспокоятся за своих детей, и это правильно. Родители, когда дают свободу своему ребенку, дают ему право на ошибку и будут готовы ее принять. Ведь не всегда все благополучно складывается, все бывает.

Александр Золотарев, 11 лет
Детская музыкальная школа, г. Светогорск,
Ленинградская обл.

Конкурс «ЭРА МИЛОСЕРДИЯ»

«ДОБРО ВСЕ РАВНО БОЛЬШЕ,
ДАЖЕ ЕСЛИ ЕГО МЕНЬШЕ»

МИЛОСЕРДНЫ ЛИ МЫ.

Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.

С детства меня всегда окружала и окружает любовь и забота моих близких. Мне казалось, что всегда будет так, что мир — это моя семья. Но чем ближе становится взрослая жизнь, тем чаще меня посещают мысли о том, что кроме добра и радости вокруг существует много грубости и жестокости. Но я благодарна Богу, что вижу это только со стороны.

Нас учат, что мир несовершенен. Но мир — это люди, которые в нем живут, те, кто изо дня в день создают его историю. Так получается, что мы забыли о том лучшем, что есть в человеке: о добре, о любви, о сострадании, о милосердии…

Что же такое милосердие? Любовь к ближнему, добрые дела? В каждом ли человеке есть милосердие, любой ли человек способен на это?

Мне кажется, что каждый человек понимает милосердие по-своему: для одного — это внутренний долг помочь пожилому человеку, для другого — желание жертвовать деньги на строительство детских домов, помощь инвалидам, а для кого-то — это просто желание откликнуться на просьбу друга, близкого, любого человека. Даже несмотря на то, что ему этого не хочется или он с этим не согласен. Это сердечность человека, его отзывчивость и доброта. Помочь ближнему в трудную минуту, дать еды голодному, поухаживать за больным может только тот, у кого доброе и отзывчивое сердце.

Читайте так же:  Налоговый вычет через работодателя

Но наверное, милосердие — это и умение промолчать, когда на тебя кричат, умение не дать сдачу, если тебя ударили, умение быть добрым, если не ценят, помогать, изо всех сил, только ради того, чтобы помочь, а не для того, чтобы это оценили и сказали тебе спасибо, умение быть бескорыстным.

В сказке Андерсена мы видим, как хрупкая девочка Герда готова принести себя в жертву ради любви к ближнему. Она готова на все, чтобы найти своего брата, она любит его, невзирая на то, что он обидел ее и бросил одну.

Милосердие — часть душевного богатства человека. Как писал русский писатель Даниил Гранин, «. изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности».

Можно ли жить, не думая о ближнем? Во что превратится Земля, если на ней каждый будет занят только собой? Я уверена, в каждом из нас хотя бы чуть-чуть, но присутствует милосердие. Просто его нужно найти, найти у себя в сердце. Не нужно думать над тем, стоит ли оказывать помощь, если в ней нуждаются, не нужно делать это, только опасаясь того, что когда-нибудь и ты можешь оказаться в подобной ситуации. Нужно просто творить добро, нужно каждой частичкой себя поделиться с окружающими. Ведь доброта, отданная другим, обязательно вернется к человеку, обогреет его.

Так давайте и начнем с себя — будем милосердны по отношению ко всему живому, милосердны всегда, каждый день, каждое мгновение нашей прекрасной жизни!

Марина Третьякова, 7 «а» класс,
гимназия № 52, Санкт-Петербург

ЧТОБЫ ЁКАЛИ СЕРДЦА!

Я зимой шел из школы, а два мальчика схватили первоклассника и бросают его в снег прямо головой. Я не мог этого видеть и подбежал и этих же мальчишек толкнул головой в сугроб. И они сначала хотели убежать, но вдруг они остановились, развернулись и подбежали, и стали извиняться. И их сердца екнули, наверно, они поняли, что плохо поступили!

Марк Лазарев, 10 лет,
Детская музыкальная школа г. Светогорска,
Отделение общего эстетического образования

Конкурс на лучшие творческие работы (заметки, письма, стихи, рисунки) читателей к Международному дню толерантности

Федор Василюк о «мужском» и «женском» в милосердии

Известный российский психотерапевт Федор Василюк очень не любил давать интервью. Но однажды нам повезло, и он рассказал о том, что стоит за скупыми мужскими слезами, и добрее ли женщины мужчин

Федор Василюк. Фото с сайта psy.msu.ru

Интервью с деканом факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета Федором Василюком было опубликовано в 2004 году в журнале «Нескучный сад».

Женщина с веслом

— Вы спрашиваете, насколько сострадательность, жалостливость, способность сочувствовать свойственны мужчинам? По существу это два разных вопроса — насколько мужчины способны на эти чувства и насколько они готовы признавать их в себе.

Вот, например, навернулась у человека слеза. Женщина принимает ее как естественное проявление своей натуры. Для мужской же слезы не случайно существует литературный штамп — «скупая мужская слеза». Этим подчеркивается, что мужчина пытается сдерживать слезы, скрывать их от окружающих и даже от самого себя. У каждого человека есть идеальное представление о том, каким он должен быть. Качества, как плохие, так и хорошие, которые не соответствуют этому идеалу, человек старается не показывать.

Известно, что в каждом обществе, в каждой культуре есть свой образ женственности и мужественности. Он изменчив и по-своему подвержен моде. В одни времена ценятся женоподобные мужчины, в другие — мужеподобные женщины, Например, в советскую эпоху царил культ атлетичных женщин — спортсменок, ударниц, общественниц. Настоящая советская женщина — это «девушка с веслом».

Смирение без преображения

Фото с сайта childpsy.org

Если человек зависим от общественного мнения, оно будет во многом определять его «образ Я». Когда сострадательность и мягкость в мужском характере считаются «не модными», мужчина не хочет принимать их в себе. Таким образом, представление о том, что мужчине труднее следовать заповедям в силу его психологических особенностей, не имеет под собой достаточных оснований.

Считается, что простить обидчика, подставить вторую щеку мужчине труднее, поскольку это выглядит как слабость. Но для меня не очевидно, что женщина легче прощает.

Ей бывает проще претерпеть, не ответить явным ударом, смириться, но часто это смирение без преображения. Если представится физическая или социально одобряемая возможность отомстить, я не уверен, что женщина окажется милосерднее.

Для меня остается вопрос — что происходит в женской душе, когда она подставляет другую щеку?

Действительно, в этой ситуации мужчина может думать, что он таким образом проявляет свою слабость. На самом же деле настоящая сила не нуждается в подтверждении. Например, человек, владеющий приемами боевых искусств, крайне редко попадает в обстоятельства, когда он вынужден их применять. Ему вполне хватает уверенности в себе, чтобы любые инциденты разрешать мирным путем.

Если же на удар человек всегда реагирует ответным ударом, это, напротив, выдает его слабость и сомнение в своих силах.

Однако нельзя отменить тот факт, что для мужчины в значительно большей степени, чем для женщины, характерно стремление к состязанию, победе, лидерству. Для него не типично следовать за «митьками», которые «никого не хотят победить», он, как правило, всегда хочет кого-нибудь победить. По сути дела, это языческая установка, и она находит почву в мужском характере. Так что на поверхности доля истины в сформулированном вами утверждении все-таки есть, но в глубине — я не уверен.

Милосердие – союз правды и милости

Фото: диакон Андрей Радкевич

Часто в понятие милосердия включают способность сострадать, жалеть, утешать. Но всегда ли милосердие строится на эмоции?

Видео (кликните для воспроизведения).

Приведу пример. Тридцать лет назад у моего новорожденного сына обнаружилась какая-то инфекция, все тельце его покрылось мелкими красными гнойничками. Врачи предписали выдавливать их пинцетом и мазать зеленкой. Ни мать, ни бабушка не могли этого вынести, и делал это я. Хотя мне тоже было невыносимо жалко это маленькое существо, пришлось свою жалостливость подавлять. Для того чтобы совершился акт милосердия, необходимо сдерживать эмоции. Если для них в душе отведено слишком много места, ничего не получится.

В Священном Писании есть такие слова: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Бывает милость без правды, без реальной пользы. Тогда она вырождается в пустую эмоцию, в жалостливость. Но бывает и правда без сердечного чувства, и мы видим тогда сухое, рациональное, безлюбовное добро. Не это ли имел в виду Гоголь, когда говорил — «грусть от того, что не видишь в добре добра»?

Читайте так же:  Какая средняя зарплата в норвегии

В чем же разница «мужского» милосердия и «женского»? В той или иной степени все в мире можно отнести к мужскому или женскому роду. Третьего рода в жизни не существует. Если взглянуть с этой точки зрения на понятия «жалость» и «правда», то интуитивно жалость попадет в женский ряд, а правда — в мужской. (Разумеется, это не означает, что все мужчины правдивы, а женщины — жалостливы.)

А милосердие, на мой взгляд, это союз правды (пользы) и милости (чувства), мужское и женское начала должны гармонично соединиться в нем. Есть плохие «женские» формы милосердия, в которых доминирует жалостливость. Тогда получаются, простите, одни «слюнки». Есть и плохие «мужские» формы, когда остается только один суровый долг, строгая обязанность.

Надо сказать, что в Библии слово «милосердие» употребляется, как правило, по отношению к Богу, а не к человеку.

Существует, например, устойчивое выражение — «великое милосердие Божие». В Боге нет раздвоенности на мужское начало и женское. Таким образом, милосердие — это свойство совершенной целостной Личности.

Случай Сони Мармеладовой

Фото с сайта baypsych.com.au

В 80-х годах у меня вышла книжка под названием «Психология переживания». С ней случился забавный казус, связанный, кстати, с нашей темой. Она была уже набрана, когда появился донос, в котором говорилось, что в ней содержится религиозная агитация и пропаганда. Меня вместе с редактором, как положено, вызвали в партком, а там постановили назначить нового рецензента.

Прочитав текст, он потребовал повсюду изъять слово «милосердие», имевшее, на «советский» взгляд, подозрительный религиозный оттенок, и заменить его словосочетанием «служение людям». Однако по невнимательности рецензента в одном месте слово «милосердие» все-таки осталось…

Так вот, в книге анализируется роман «Преступление и наказание». Помните знаменитую сцену, в которой Раскольников открывает свою душу Соне Мармеладовой? Она выслушивает его исповедь, и это оказывается решающим для будущего покаяния героя и его преображения.

«Что вы над собой сделали?» — с болью говорит Соня и обнимает Раскольникова. Она призывает его пойти на перекресток, поцеловать землю, которую тот осквернил, поклониться на все четыре стороны и сказать: «Я убил!» «Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Прояви она только сострадание и жалость, т.е. милость без правды и справедливости, он остался бы со своим преступлением, и Соня стала бы его соучастником.

Они понесли бы один грех, их охватило бы одно душевное расстройство.

Если бы она справедливо осудила его, то он оказался бы отвергнутым и тем единственным человеком, которому доверился. Это разделило бы их навсегда. Но ее подвиг, ее творчество, ее милосердие состояло в том, что ей удалось соединить в своем порыве одно и другое — немыслимое по масштабам женское, материнское принятие и совершенно твердое, решительное, «мужское» утверждение истины — «иди, объяви…». Именно это и необходимо для исцеления души.

Милосердие предполагает известную крупицу жесткости, которая со стороны может даже показаться жестокостью. Так горькую приправу нередко добавляют в блюдо, но это делает его вкус полнее и богаче.

Нужны и принятие, и критика

Фото с сайта psychologytoday.com

Возвращаясь к оппозиции «мужское-женское», надо заметить, что женское (жалость) означает еще и материнское, а мужское (жестокость, правда), соответственно, отцовское начало.

У Эриха Фромма есть довольно точное, как мне кажется, различение материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна — «я тебя принимаю по самому факту твоего бытия и люблю, каким бы ты ни был». Отцовская любовь — это, напротив, любовь по заслугам. «Хорошо учишься, правильно поступаешь — тогда люблю». В жизни, разумеется, это встречается в той или иной пропорции, но сама логика такова.

В целом каждый человек нуждается и в том, и в другом. Ему недостаточно одного абсолютного принятия, ему необходимы и оценки, и критические суждения.

Я спрашивал у многих детей, нужно ли ребенка иногда наказывать? И всякий раз слышал ответ: «Иногда нужно».

В отличие от некоторых слишком либерально настроенных взрослых ребенок сам интуитивно чувствует, что ему требуется какой-то внешний контроль.

Отцовский подход

В.М.Мунипов. Фото с сайта psyjournals.ru

Что такое «отцовский подход»? Вот история, которую рассказал мне академик Владимир Михайлович Мунипов — один из основателей эргономики в нашей стране.

Много лет назад он с коллегами проектировал в Институте дизайна такси для инвалидов.

Когда проект был готов (такси, кстати, признали одним из лучших в мире, но в России оно оказалось никому не нужно), Владимир Михайлович задался вопросом: а как инвалид доберется до такси?

Тогда он решил посоветоваться с одним молодым человеком, инвалидом, заточенным в четырех стенах, и в разговоре узнал, что в инвалидной коляске не то что до такси, даже по квартире передвигаться трудно (проемы узкие, комнаты тесные), а в туалет, например, без посторонней помощи вообще заехать невозможно.

После этой беседы Владимир Михайлович подключил архитекторов, и они спроектировали квартиру для инвалида в коляске, а тому конкретному парню сделали перепланировку всех комнат и санузла, чтобы он мог обслуживать себя сам.

Мне кажется, это замечательный пример милосердия «мужского» типа. Женщина скорее пожалела бы инвалида, может, даже сама стала бы ухаживать за ним, но таким образом возник бы риск оставить человека беспомощным, т.е. в каком-то смысле ребенком. Мужское, отцовское милосердие делает его самостоятельным, независимым, дает ему уверенность, силу, стимул для роста.

Мне рассказывали, как однажды бывший декан факультета психологии МГУ Евгений Александрович Климов позвонил тяжело заболевшей преподавательнице факультета (у нее была серьезная проблема с ногами): «Можно я к вам заеду?» Приехал, молча достал инструменты и соорудил в коридоре такие поручни, которые позволяли ей перемещаться без костылей. Сделал и уехал — без сантиментов. Это тоже яркий пример «мужского» милосердия.

Мы не очень-то ждем милости друг от друга

Фото с сайта verywell.com

При этом некоторые профессии, такие как, например, медсестра, нянечка, сиделка, воспринимаются исключительно как женские. Языковая интуиция подсказывает, что словосочетание «брат милосердия» несколько режет слух. Видимо, есть ситуации, в которых женская, материнская, сестринская позиции более востребованы. Заметьте, мы говорим именно «сестра милосердия». Почему.

В притче о милосердном самарянине Христос отвечает на вопрос «кто мой ближний?», и ответ Его парадоксален. Он не говорит, как человеку узнать, кто его ближний. Он говорит иначе — соверши акт милосердия, стань сам ближним, и тогда ближний появится у тебя!

[2]

Милосердие ломает условности и социальные границы. Самарянин не имел права даже общаться с иудеем, но стал для него ближним, причем в самом точном значении этого слова. Может быть, поэтому мы говорим: «сестра милосердия»? Милосердие сближает, роднит, преодолевает любые барьеры, и в этом его удивительная особенность.

Читайте так же:  Осторожно, мошенники звонок из банка

Нам часто кажется, что милосердие — это некий моральный, духовный избыток, нечто большее, чем «норма» жизни.

Да, милосердие прекрасно, но это роскошь, мы не очень-то ждем его друг от друга, воспринимая отчужденность как нечто само собой разумеющееся.

Однако, ощутив его однажды, мы открываем настоящую норму, о которой в суете жизни, пронизанной эгоизмом, забыли. Мы забыли, что все мы родные, все братья. В одной из проповедей на «Исцеление расслабленного» владыка Антоний Сурожский говорил так:

«…В этом была сила ранней христианской общины; каждый человек был другому свой, не было чужих, не было пришедших, а были только люди, которые были друг другу дороги — дороги один другому, как член тела дорог всему телу…

Разве трудно и нам так друг ко другу отнестись, если мы только вспомним, что мы друг другу свои, родные! Аминь».

Федор Василюк о «мужском» и «женском» в милосердии

Известный российский психотерапевт Федор Василюк очень не любил давать интервью. Но однажды нам повезло, и он рассказал о том, что стоит за скупыми мужскими слезами, и добрее ли женщины мужчин

Интервью с деканом факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета Федором Василюком было опубликовано в 2004 году в журнале «Нескучный сад».

Женщина с веслом

— Вы спрашиваете, насколько сострадательность, жалостливость, способность сочувствовать свойственны мужчинам? По существу это два разных вопроса — насколько мужчины способны на эти чувства и насколько они готовы признавать их в себе.

Вот, например, навернулась у человека слеза. Женщина принимает ее как естественное проявление своей натуры. Для мужской же слезы не случайно существует литературный штамп — «скупая мужская слеза». Этим подчеркивается, что мужчина пытается сдерживать слезы, скрывать их от окружающих и даже от самого себя. У каждого человека есть идеальное представление о том, каким он должен быть. Качества, как плохие, так и хорошие, которые не соответствуют этому идеалу, человек старается не показывать.

Известно, что в каждом обществе, в каждой культуре есть свой образ женственности и мужественности. Он изменчив и по-своему подвержен моде. В одни времена ценятся женоподобные мужчины, в другие — мужеподобные женщины, Например, в советскую эпоху царил культ атлетичных женщин — спортсменок, ударниц, общественниц. Настоящая советская женщина — это «девушка с веслом».

Смирение без преображения

Если человек зависим от общественного мнения, оно будет во многом определять его «образ Я». Когда сострадательность и мягкость в мужском характере считаются «не модными», мужчина не хочет принимать их в себе. Таким образом, представление о том, что мужчине труднее следовать заповедям в силу его психологических особенностей, не имеет под собой достаточных оснований.

Считается, что простить обидчика, подставить вторую щеку мужчине труднее, поскольку это выглядит как слабость. Но для меня не очевидно, что женщина легче прощает.

Ей бывает проще претерпеть, не ответить явным ударом, смириться, но часто это смирение без преображения. Если представится физическая или социально одобряемая возможность отомстить, я не уверен, что женщина окажется милосерднее.

Для меня остается вопрос — что происходит в женской душе, когда она подставляет другую щеку?

Действительно, в этой ситуации мужчина может думать, что он таким образом проявляет свою слабость. На самом же деле настоящая сила не нуждается в подтверждении. Например, человек, владеющий приемами боевых искусств, крайне редко попадает в обстоятельства, когда он вынужден их применять. Ему вполне хватает уверенности в себе, чтобы любые инциденты разрешать мирным путем.

Если же на удар человек всегда реагирует ответным ударом, это, напротив, выдает его слабость и сомнение в своих силах.

Однако нельзя отменить тот факт, что для мужчины в значительно большей степени, чем для женщины, характерно стремление к состязанию, победе, лидерству. Для него не типично следовать за «митьками», которые «никого не хотят победить», он, как правило, всегда хочет кого-нибудь победить. По сути дела, это языческая установка, и она находит почву в мужском характере. Так что на поверхности доля истины в сформулированном вами утверждении все-таки есть, но в глубине — я не уверен.

Милосердие – союз правды и милости

Часто в понятие милосердия включают способность сострадать, жалеть, утешать. Но всегда ли милосердие строится на эмоции?

Приведу пример. Тридцать лет назад у моего новорожденного сына обнаружилась какая-то инфекция, все тельце его покрылось мелкими красными гнойничками. Врачи предписали выдавливать их пинцетом и мазать зеленкой. Ни мать, ни бабушка не могли этого вынести, и делал это я. Хотя мне тоже было невыносимо жалко это маленькое существо, пришлось свою жалостливость подавлять. Для того чтобы совершился акт милосердия, необходимо сдерживать эмоции. Если для них в душе отведено слишком много места, ничего не получится.

В Священном Писании есть такие слова: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Бывает милость без правды, без реальной пользы. Тогда она вырождается в пустую эмоцию, в жалостливость. Но бывает и правда без сердечного чувства, и мы видим тогда сухое, рациональное, безлюбовное добро. Не это ли имел в виду Гоголь, когда говорил — «грусть от того, что не видишь в добре добра»?

В чем же разница «мужского» милосердия и «женского»? В той или иной степени все в мире можно отнести к мужскому или женскому роду. Третьего рода в жизни не существует. Если взглянуть с этой точки зрения на понятия «жалость» и «правда», то интуитивно жалость попадет в женский ряд, а правда — в мужской. (Разумеется, это не означает, что все мужчины правдивы, а женщины — жалостливы.)

А милосердие, на мой взгляд, это союз правды (пользы) и милости (чувства), мужское и женское начала должны гармонично соединиться в нем. Есть плохие «женские» формы милосердия, в которых доминирует жалостливость. Тогда получаются, простите, одни «слюнки». Есть и плохие «мужские» формы, когда остается только один суровый долг, строгая обязанность.

Надо сказать, что в Библии слово «милосердие» употребляется, как правило, по отношению к Богу, а не к человеку.

Существует, например, устойчивое выражение — «великое милосердие Божие». В Боге нет раздвоенности на мужское начало и женское. Таким образом, милосердие — это свойство совершенной целостной Личности.

Случай Сони Мармеладовой

В 80-х годах у меня вышла книжка под названием «Психология переживания».С ней случился забавный казус, связанный, кстати, с нашей темой. Она была уже набрана, когда появился донос, в котором говорилось, что в ней содержится религиозная агитация и пропаганда. Меня вместе с редактором, как положено, вызвали в партком, а там постановили назначить нового рецензента.

Читайте так же:  Как оформить налоговый вычет через портал госуслуг

Прочитав текст, он потребовал повсюду изъять слово «милосердие», имевшее, на «советский» взгляд, подозрительный религиозный оттенок, и заменить его словосочетанием «служение людям». Однако по невнимательности рецензента в одном месте слово «милосердие» все-таки осталось…

Так вот, в книге анализируется роман «Преступление и наказание». Помните знаменитую сцену, в которой Раскольников открывает свою душу Соне Мармеладовой? Она выслушивает его исповедь, и это оказывается решающим для будущего покаяния героя и его преображения.

«Что вы над собой сделали?» — с болью говорит Соня и обнимает Раскольникова. Она призывает его пойти на перекресток, поцеловать землю, которую тот осквернил, поклониться на все четыре стороны и сказать: «Я убил!» «Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Прояви она только сострадание и жалость, т.е. милость без правды и справедливости, он остался бы со своим преступлением, и Соня стала бы его соучастником.

Они понесли бы один грех, их охватило бы одно душевное расстройство.

Если бы она справедливо осудила его, то он оказался бы отвергнутым и тем единственным человеком, которому доверился. Это разделило бы их навсегда. Но ее подвиг, ее творчество, ее милосердие состояло в том, что ей удалось соединить в своем порыве одно и другое — немыслимое по масштабам женское, материнское принятие и совершенно твердое, решительное, «мужское» утверждение истины — «иди, объяви…». Именно это и необходимо для исцеления души.

Милосердие предполагает известную крупицу жесткости, которая со стороны может даже показаться жестокостью. Так горькую приправу нередко добавляют в блюдо, но это делает его вкус полнее и богаче.

Нужны и принятие, и критика

Возвращаясь к оппозиции «мужское-женское», надо заметить, что женское (жалость) означает еще и материнское, а мужское (жестокость, правда), соответственно, отцовское начало.

У Эриха Фромма есть довольно точное, как мне кажется, различение материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна — «я тебя принимаю по самому факту твоего бытия и люблю, каким бы ты ни был». Отцовская любовь — это, напротив, любовь по заслугам. «Хорошо учишься, правильно поступаешь — тогда люблю». В жизни, разумеется, это встречается в той или иной пропорции, но сама логика такова.

В целом каждый человек нуждается и в том, и в другом. Ему недостаточно одного абсолютного принятия, ему необходимы и оценки, и критические суждения.

Я спрашивал у многих детей, нужно ли ребенка иногда наказывать? И всякий раз слышал ответ: «Иногда нужно».

В отличие от некоторых слишком либерально настроенных взрослых ребенок сам интуитивно чувствует, что ему требуется какой-то внешний контроль.

Отцовский подход

Что такое «отцовский подход»? Вот история, которую рассказал мне академик Владимир Михайлович Мунипов — один из основателей эргономики в нашей стране.

Много лет назад он с коллегами проектировал в Институте дизайна такси для инвалидов.

Когда проект был готов (такси, кстати, признали одним из лучших в мире, но в России оно оказалось никому не нужно), Владимир Михайлович задался вопросом: а как инвалид доберется до такси?

Тогда он решил посоветоваться с одним молодым человеком, инвалидом, заточенным в четырех стенах, и в разговоре узнал, что в инвалидной коляске не то что до такси, даже по квартире передвигаться трудно (проемы узкие, комнаты тесные), а в туалет, например, без посторонней помощи вообще заехать невозможно.

После этой беседы Владимир Михайлович подключил архитекторов, и они спроектировали квартиру для инвалида в коляске, а тому конкретному парню сделали перепланировку всех комнат и санузла, чтобы он мог обслуживать себя сам.

[1]

Мне кажется, это замечательный пример милосердия «мужского» типа. Женщина скорее пожалела бы инвалида, может, даже сама стала бы ухаживать за ним, но таким образом возник бы риск оставить человека беспомощным, т.е. в каком-то смысле ребенком. Мужское, отцовское милосердие делает его самостоятельным, независимым, дает ему уверенность, силу, стимул для роста.

Мне рассказывали, как однажды бывший декан факультета психологии МГУ Евгений Александрович Климов позвонил тяжело заболевшей преподавательнице факультета (у нее была серьезная проблема с ногами): «Можно я к вам заеду?» Приехал, молча достал инструменты и соорудил в коридоре такие поручни, которые позволяли ей перемещаться без костылей. Сделал и уехал — без сантиментов. Это тоже яркий пример «мужского» милосердия.

Мы не очень-то ждем милости друг от друга

При этом некоторые профессии, такие как, например, медсестра, нянечка, сиделка, воспринимаются исключительно как женские. Языковая интуиция подсказывает, что словосочетание «брат милосердия» несколько режет слух. Видимо, есть ситуации, в которых женская, материнская, сестринская позиции более востребованы. Заметьте, мы говорим именно «сестра милосердия». Почему.

В притче о милосердном самарянине Христос отвечает на вопрос «кто мой ближний?», и ответ Его парадоксален. Он не говорит, как человеку узнать, кто его ближний. Он говорит иначе — соверши акт милосердия, стань сам ближним, и тогда ближний появится у тебя!

Милосердие ломает условности и социальные границы. Самарянин не имел права даже общаться с иудеем, но стал для него ближним, причем в самом точном значении этого слова. Может быть, поэтому мы говорим: «сестра милосердия»? Милосердие сближает, роднит, преодолевает любые барьеры, и в этом его удивительная особенность.

Нам часто кажется, что милосердие — это некий моральный, духовный избыток, нечто большее, чем «норма» жизни.

Да, милосердие прекрасно, но это роскошь, мы не очень-то ждем его друг от друга, воспринимая отчужденность как нечто само собой разумеющееся.

Однако, ощутив его однажды, мы открываем настоящую норму, о которой в суете жизни, пронизанной эгоизмом, забыли. Мы забыли, что все мы родные, все братья. В одной из проповедей на «Исцеление расслабленного» владыка Антоний Сурожский говорил так:

«…В этом была сила ранней христианской общины; каждый человек был другому свой, не было чужих, не было пришедших, а были только люди, которые были друг другу дороги — дороги один другому, как член тела дорог всему телу…

Видео (кликните для воспроизведения).

Разве трудно и нам так друг ко другу отнестись, если мы только вспомним, что мы друг другу свои, родные! Аминь».

Источники


  1. Бобылева О. Н. Цветочно-декоративные растения защищенного грунта; Академия — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Лучшие рефераты по биологии. — М.: Феникс, 2002. — 352 c.

  3. Ябсли, Шармен Натуральные средства для ухода за собой. Более 250 продуктов, рецептов, средств и способов ухода / Шармен Ябсли. — М.: Диля, 2006. — 144 c.
  4. Гарнизоненко Т. С. Каталог декоративных садовых растений; Феникс — Москва, 2005. — 336 c.
Она нашла себя в милосердии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here