Признаки негуманного ведения войны

Информационная статья: "Признаки негуманного ведения войны" от профессионалов для людей. На все вопросы вам ответит дежурный юрист.

§ 10. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов

Развитие международного гуманитарного права (МГП ). Уже в древности, а затем в Средние века почти во всех цивилизациях существовали правила, налагающие ограничения на право воюющих наносить ущерб противнику. Признавалась необходимость защиты определённых категорий лиц: женщин, детей, стариков, пленных.

В своём современном виде право войны сложилось в основном под влиянием христианского вероучения и рыцарства в ходе войн. Оно находило выражение в указах, издаваемых государствами своим армиям и предписывающих правила поведения войск по отношению к противнику. Заключались и двусторонние акты командующими противоборствующих сторон.

В 60-х годах ХIХ века состоялись две международные конференции для заключения договоров о нормах ведения войны. Из этих конференций развились два отдельных направления: одно, обычно называемое «право Гааги», касается военных действий и допустимых средств и методов войны, тогда как другое, так называемое право Женевы, уделяет особое внимание положению жертв войны.

Основные понятия. Международное гуманитарное право — совокупность правовых норм, ограничивающих методы и средства ведения войны и обеспечивающих защиту лиц, не участвующих или прекративших участие в военных действиях.

Комбатанты — солдаты регулярной армии; бойцы военизированных формирований и добровольческих отрядов, которые находятся под командованием лица, ответственного за своих подчинённых, имеют определённый и явственно видимый издали отчётливый знак, открыто носят оружие, соблюдают законы и обычаи войны.

Военнопленные — комбатанты, захваченные в плен неприятельской стороной.

Военные объекты — подразделения вооружённых сил противника, военная техника, военные сооружения, военные заводы и другие объекты, уничтожение которых способно вызвать ослабление вооружённых сил противника.

Гражданские объекты — объекты, не используемые в военных целях.

Запрещённые средства и методы ведения войны. Международное право запрещает следующие средства ведения войны:

  • яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;
  • средства воздействия на природную среду во враждебных целях;
  • любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т. п.);
  • мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и предметов медицинской помощи;
  • любое зажигательное оружие;
  • пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;
  • другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие.

Нормы права войны в отношении жертв войны запрещают:

  • превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;
  • совершение нападения неизбирательного характера, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;
  • посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания);
  • посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение;
  • коллективные наказания;
  • применение наказания без предварительного судебного решения;
  • проведение медицинских или научных экспериментов.

Провозгласив приоритет международного права по отношению к национальному законодательству, Республика Беларусь взяла на себя обязательства обеспечить их соблюдение всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами республики. Министерством обороны Республики Беларусь разработана и введена в действие Инструкция о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооружённых Силах и транспортных войсках Республики Беларусь. Инструкция содержит Памятку поведения военнослужащего Вооружённых Сил Республики Беларусь — участника боевых действий. В Памятке, в частности, записано:

«В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила:

  1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов.
  2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.
  3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.
  4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.
  5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.
  6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародёрство и грабёж запрещены.
  7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру».

Ответственность за нарушение норм МГП. Лица, совершившие преступления против мира, человечности, нарушающие законы и обычаи войны, являются военными преступниками. На военных преступников не распространяются сроки давности, им не предоставляется право убежища. Для расследования нарушений Женевских конвенций на территории государства, где они нарушаются, может создаваться международный уголовный трибунал.

После Второй мировой войны для суда над главными военными преступниками был образован Международный военный трибунал. На Нюрнбергском судебном процессе трибунал приговорил 12 высших государственных и военных деятелей фашистской Германии к смертной казни, большинство остальных были осуждены на различные сроки тюремного заключения. Токийский судебный процесс рассматривал дела главных японских военных преступников. Международный военный трибунал приговорил в Токио 7 человек к смертной казни, 18 человек к длительному тюремному заключению. Во многих государствах Европы были проведены суды над неглавными военными преступниками. В СССР суды над военными преступниками прошли в Ленинграде, Смоленске, Харькове, Краснодаре и других городах.

  1. Что такое международное гуманитарное право? Что оно устанавливает?
  2. Какие средства и методы ведения войны запрещены международным гуманитарным правом?
  3. Каковы правила поведения в бою с точки зрения международного гуманитарного права?
  4. Какова ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права?

§ 37. Международное гуманитарное право

Всеобщая декларация прав человека, как вы уяснили на предыдущем уроке,— это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны. Они происходят на протяжении всей человеческой истории. За последние 5000 лет, как подсчитали ученые, было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд человек. В XX в. в двух мировых войнах погибло более 70 млн человек.

Устав Организации Объединенных Наций отразил решимость государств — членов ООН избавить грядущие поколения от бедствий войны. Однако и во второй половине XX в. произошли десятки вооруженных конфликтов. Жертвами их становятся не только военные. Как считают эксперты, в настоящее время на каждого убитого военного приходится по 10 погибших гражданских лиц. В случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100, т. е. гражданских погибнет в 100 раз больше, чем солдат и офицеров воюющих армий. Но счет жертв войны на этом не кончается: а раненые, искалеченные люди? Гражданское население, потерявшее жилища и имущество, нажитое годами? Беженцы, спасающиеся в чужих краях от насилия, грабежей и унижений?

Читайте так же:  Покупка доли в квартире на материнский капитал

Война есть война: вооруженные люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные)?

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожившей его население. История дает немало примеров мучительной смерти раненых, оставшихся без помощи на поле боя; пыток и расстрелов военнопленных; грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков от голода и холода вследствие разрушения предприятий, снабжающих пищей, теплом, энергией.

Но история знает и другое. Археологи, изучавшие памятники Древнего Египта, нашли запись, датируемую вторым тысячелетием до нашей эры: «Накорми врага своего». А в 1785 г. Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат. Но таких примеров в истории немного.

Какие нормы содержат международные документы о защите жертв войны?

В 1860 г. возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 г. состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г.— Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

По отношению к раненым установлено, что их должны подбирать на поле боя, им должны быть обеспечены медицинская помощь и уход той стороной, во власти которой они находятся. Для выполнения этой миссии медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование пользуются правом на защиту. Недопустимы нападения на госпитали, лазареты, врачей, медсестер.

Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства. Запрещается их убивать или наносить им увечья. Как и гражданское население на чужой территории, военнопленных запрещается подвергать жестокому или унизительному обращению, физическим и моральным пыткам.

Как видите, речь идет прежде всего о праве лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

Другие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения. От участников вооруженного конфликта требуется делать различие между гражданским населением и военными. Гражданские лица и гражданские объекты не должны быть объектом нападений. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов. Однако во время войны может возникнуть необходимость атаковать военный объект, рядом с которым находятся гражданские объекты (жилые дома, школы, больницы). Как должны поступить военные, если их нападение на военный объект повлечет за собой жертвы и среди гражданских лиц? Нормы международного гуманитарного права требуют, чтобы военачальники соразмеряли возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом. И если имеется вероятность больших потерь среди гражданского населения, военная операция должна быть отменена или отложена (например, до того времени, пока Гражданское население не покинет район предполагаемой атаки).

Запрещается вызывать голод среди гражданского населения, в частности путем уничтожения или приведения в негодность объектов, необходимых для выживания (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и ее запасов, ирригационных сооружений). Правом на защиту пользуются и беженцы, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину.

Международными соглашениями установлены ограничения методов и средств ведения войны. Запрещено применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания. Так, еще сто лет назад было запрещено использовать пули, легко разворачивающиеся и сплющивающиеся в человеческом теле (пули «дум-дум»). В дальнейшем запрет был установлен и на применение в вооруженных конфликтах ядовитых и других подобных газов, аналогичных жидкостей и веществ, а также бактериологических средств ведения войны (бактерий, вирусов, токсических продуктов их жизнедеятельности, используемых с помощью зараженных живых переносчиков заболеваний, например насекомых, или в боеприпасах с целью вызвать массовые заболевания людей, животных и растений).

Во время боевых действий успех может принести то, что называется военной хитростью. Но международные нормы не разрешают такие «хитрости», как, например, использование эмблемы Красного Креста для маскировки транспорта, перевозящего оружие, или белого флага для прикрытия военной операции.

В чем же состоят особенности и значение международного гуманитарного права? Во-первых, оно продолжает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.

Во-вторых, международное гуманитарное право не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

В-третьих, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Основные понятия

  • Международное гуманитарное право, жертвы войны.
  • Термины

  • Вооруженный конфликт, военные преступления.
  • Вопросы для самопроверки

    1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом?
    2. Кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права?
    3. Какие нормы направлены на защиту раненых; военнопленных; мирного населения?
    4. Назовите методы и средства ведения войны, которые запрещены.
    5. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?
    6. Что означает понятие «военные преступления»?
    1. Объясните, чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира.
    2. Сопоставьте два высказывания:

    «Война — зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх);

    «Когда гремит оружие, законы молчат» (деятель Древнего Рима Цицерон).

    Какое из этих высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Свой ответ аргументируйте.
    Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий — это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

    Читайте так же:  Сколько стоит жизнь в питере

    Ответьте на вопрос, поставленный философом.
    Рождение международного гуманитарного права связывают с именем швейцарца Анри Дюнана: увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя у Сольферино в Ломбардии, он развернул деятельность, результатом которой стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов.

    Подумайте, каковы были мотивы инициаторов этой Конвенции.
    «На войне всякая идея человеколюбия — пагубное заблуждение, нелепость» (немецкий военный теоретик К. Клаузевиц).

    Как вы относитесь к этому высказыванию? Применима ли к войне идея гуманизма? Аргументируйте свой ответ.
    Командир подразделения, ведущего бой в городе, видит, что в верхних этажах жилого дома засели снайперы противника, выстрелы которых привели к гибели несколько его бойцов. Командир обращается к вертолетчикам с просьбой нанести по огневым точкам ракетный удар.

    Выскажите, как вы оцениваете действия командира.

    Признаки негуманного ведения войны

    О гибели людей писать в нашу эпоху очень трудно. Гораздо труднее, чем сотню лет назад — я уж не говорю о пятистах. Автора Илиады вдохновляли волочащиеся в пыли кишки поверженного врага, которые герой наматывал на свое копье. Массовые жертвы тоже никого не удивляли — понятия «геноцид» еще не изобрели, и он был если и не нормой, то суровой, но отнюдь не необычной жизненной реальностью. Смерти оплакивали — но сам плач был частью вековечного ритуала. Дети умирали в младенчестве постоянно, первенцев приносили в жертву. Война была естественным состоянием человека мужского пола, а женщины к этому привыкли — эти реалии и описал в начале XVII века Томас Гоббс, назвав их «войной всех против всех», тем самым «естественным состоянием человека».

    [1]

    Однако сам Гоббс жил уже в новую эпоху. Эта эпоха получила название «гуманистической» — те идеалы, которые раньше были достоянием высоких мистиков, стали разливаться вширь, в общественное сознание. Смерть человека — особенно смерть насильственная — стала восприниматься людьми гораздо более болезненно. Продление жизни и физическое бессмертие из мифологической мечты стали реальным упованием многих. Сохранение жизни и минимизация человеческих потерь стали доминантой жизни западной культуры.

    С одной стороны, смерть маскируют. Трупы развозят машины скорой помощи, а по улицам не идут похоронные процессии с оркестром. С другой — любая насильственная гибель ребенка будет многодневной темой сводок новостей и аналитических программ на телевидении. Вчера (23 июля) CNN, не прерываясь, транслировала от начала и до конца следование похоронного кортежа в Голландии, таким образом отдавая дань памяти погибшим в сбитом над Донбассом самолете.

    За слезами родственников жертв охотятся папарацци. Желтая пресса захлебывается истериками. Однако в культурном обществе принято самые глубокие свои эмоции не выставлять напоказ — фактически, следовать евангельскому совету молиться втайне.

    Если люди будут говорить только об испытанном ими эмоциональном шоке, то никогда не будут устранены причины гибели людей, поскольку некому будет об этом думать. Аналитики должны думать, а переживать — в фоновом режиме или в свободное от размышления время, иначе их аналитика потеряет ценность. Иначе общество впадет в состояние, которое было наглядно продемонстрировано северокорейским телевидением, запустившим ролик, призванный показать, что вся страна бьется в какой-то запредельной, инопланетной истерике по поводу смерти Ким Чен Ира.

    [3]

    В дни второй мировой во многих странах снимались об этой войне едва ли не комедии. И шутят во время войн не только тыловые острословы. В момент смертельной опасности шутка снимает напряжение и помогает канализировать зашкаливающие эмоции. Мне довелось проверить это только один раз — в ночь с 20 на 21 августа 1991 года в Москве у Белого дома, когда объявили, что через 5 минут начнется штурм. Шутки помогли. Паники не возникло. Вдохновляющие гимны и облегчающий смех — вот что помогает и тем, кто стоит на передовой, и тем, кто переживает в тылу.

    Способность шутить показывает, что человек сохраняет ясность сознания, что его не одолели ярость или страх. Такой человек особенно опасен неприятелю — и неспроста вызывает его жгучее раздражение. Особенно если шутки его — не просто примитивное издевательство над противоположной стороной, но тонки и полны самоиронии.

    Со времен появления зла во вселенной идет война, война перманентная. И если во время войны, как утверждают некоторые, нельзя смеяться — то придется признать правоту библиотекаря Хорхе из “Имени розы”, утверждавшего, что Иисус никогда не смеялся, и смертному негоже раздвигать уста в богопротивной гримасе. Однако мне ближе позиция Вильгельма Баскервильского.

    Однако есть для шуток некий предел — который, конечно, каждый определяет для себя сам (или принимает точку зрения своей референтной группы). Для меня этот предел таков — нельзя глумиться над погибшими, будь то солдаты одной из воюющих сторон или мирные жители.

    И вот теперь пришла пора поговорить об этих самых “мирных жителях” — о самом концепте “мирного жителя”.

    Видимо, еще во времена палеолита или даже ранее в человеческом сообществе возникло явление геноцида или войны на тотальное уничтожение противника (исключение делалось для женщин, представляющих интерес в сексуальном плане или плане продолжения рода).

    Становление человеческого социума со временем привело к формированию сословной структуры и сословных норм поведения. Согласно этим нормам, война — дело исключительно особого военного сословия, которое единственно имеет право держать в руках оружие и не должно убивать крестьян, ремесленников, ученых, жрецов и мудрецов. Это правило, мягко говоря, далеко не всегда соблюдалось — но таков был кодекс военной чести.

    Положение дел с разрушением сословного общества стало меняться и возникла концепция “тотальной войны”, одним из элементов которой стала всеобщая воинская повинность в мирное время и всеобщая мобилизация во время военное. В тотальной войне воюющие страны мыслятся как “единые военные лагеря”. В пределе этой концепции само понятие “мирного жителя” исчезает, так как любой человек является актуальным или потенциальным солдатом, а человек, стоящий у станка, находится на “трудовом фронте”. Некоторое исключение делалось для медицинских работников и дипломатов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Парадоксальным образом гуманизация одних аспектов человеческой жизни оказалась сопряжена с дегуманизацией представлений о войне. Апофеозом этой дегуманизации стало изобретение, широкое распространение и применение различных видов оружия массового уничтожения.

    Читайте так же:  Как облегчить процесс надевания компрессионных противоварикозных изделий

    Далее произошло следующее. С одной стороны, во второй половине XX века в странах европейской культуры развернулось мощное антивоенное движение, а с другой — были изобретены новые высокоточные виды вооружения, позволяющие минимизировать жертвы. Глобализирующееся человечество постепенно приводит в гармонию представления о войне и идею гуманизации. В частности, дегуманизация противника стала дурным тоном. Если еще во время Второй мировой в американской прессе можно было встретить в отношении японцев выражение “желтые обезьяны”, то сегодня такая ситуация представляется абсолютно немыслимой. Такое ныне могут себе позволить лишь разнузданные интернет-блогеры или публичные деятели тех стран, которые затронуты процессом гуманистической глобализации лишь в малой степени.

    Особенность сегодняшней глобальной диспозиции заключается в том, что максимальная гуманизация наблюдается как раз в тех обществах, которые обладают высокоточным оружием. В военных конфликтах носители догуманистических форм сознания не останавливаются перед применением самых жестоких методов ведения войны, поскольку эти методы не представляются им чем-то морально неприемлемым. С другой стороны, такие люди оправдывают свои методы тем, что иными способами они воевать в силу экономической и технической отсталости не в состоянии.

    Однако гуманистический дискурс — как и дискурс толерантности — освоен догуманистической стороной и используется ей в качестве информационного оружия для воздействия на гражданское общество стран гуманистической глобализации. На свои собственные общества вышеупомянутые дискурсы не распространяются. Формируется практика двойного стандарта — человек не желает быть ни гуманистичным, ни толерантным — но требует гуманистичности и толерантности в отношении других к нему самому. При этом он возмущается тем, что толерантные гуманисты недостаточно гуманны по отношению к нему — негуманному и нетолерантному. И делает намеренную или случайную логическую ошибку, принимая жесткое отношение к нему за двойной стандарт “либерастов” и “толерастов” (эти слова приняты среди носителей догуманистического сознания российского происхождения). Между тем принцип отношения к антилиберальным силам был сформулирован еще Джоном Локком в конце XVII века — согласно этому принципу, права и свободы во всей своей полноте распространяются только на тех, кто признает свободу других. Те же, кто в случае своего прихода к власти намеревается свободу других ограничить , не могут рассчитывать на либеральное и толерантное отношение к себе.

    Ситуация технического и экономического превосходства налагает особую ответственность на общества, это превосходство имеющие. С них спрос больше — именно в той степени, в какой это превосходство имеет место. Но эта ответственность не должна пониматься как выдача карт-бланш силам, стремящимся взорвать гуманистическое общество изнутри и снаружи. Иначе такое общество окажется нежизнеспособным, не сможет защитить те самые права и свободы человека, на которых оно основывается. Этому обществу следует пройти между сциллой и харибдой — с одной стороны, не стать драконом в этом взаимодействии самому и не быть сожранным драконом, требующим толерантности к своим догуманистическим и антигуманистическим характеристикам.

    Если поставить вопрос предельно жестко, доведя логику дискурса сохранения жизни мирных жителей до ее предела — можно сделать вывод, что гибель хотя бы одного мирного жителя является неприемлемой ценой решения проблемы, какова бы она ни была. Единственным путем в этом случае является ненасильственное сопротивление агрессору.

    Однако следует понимать, что ненасильственные методы сопротивления сработали на протяжении последнего столетия всего трижды. Первый случай — индийское движение за независимость. Второй — движение за равноправие афроамериканцев в США. Третий — “бархатные” революции в Восточной Европе в конце 80-х — начале 90-х. В первых двух случаях ненасильственное движение имело дело с властями, скованными либеральными принципами и собственным активным гражданским обществом. В третьем случае имела место консолидация социума с высоким уровнем гражданского развития, которому противостояла рушащаяся система власти советского блока, оказавшая серьезное сопротивление революции лишь в отдельных местах (например, в Румынии).

    Отказ же от силового сопротивления догуманистическим и антигуманистическим силам, скорее всего, приведет к захвату ими власти и ликвидации гражданских свобод на захваченных этими силами территориях. Глобальное гражданское общество будет подвергнуто репрессиям и вынуждено уйти в подполье — в том числе в Европе и в Северной Америке.

    В итоге такого развития событий отказ от сопротивления может повлечь за собой невиданный в новейшей истории всплеск насилия — деяния “красных кхмеров” в Камбодже могут повториться в планетарном масштабе. Если выразить этот логический предел другими словами — один террорист, вооруженный ножом для резки бумаги окажется способным поставить на колени всю планету. Вслед за чем он получит все остальные виды вооружений, включая оружие массового уничтожения — поскольку шантаж не встретит сопротивления.

    Гражданское общество в Украине, сделавшее огромный шаг вперед за последние полгода, столкнулось с проблемами, описанными выше. Сделав шаг в сторону гуманистического толерантного либерального общества, оно приняло его основополагающие принципы и оказалось под теми же концептуальными ударами, которые наносятся по обществам стран Запада — при этом, что важно, не имея соответствующей технико-экономической базы. Отличие украинско-российского конфликта от конфликта в Палестине в том, что Россия имеет технико-экономическое превосходство перед Украиной — но представляет собой антигуманистическую силу. Советский Союз хотя бы де-юре признавал гуманистические принципы, современная же Россия, обладая практически тем же, что и Советский Союз, арсеналом средств ведения боевых действий (пострадавшим в ходе экономического кризиса 90-х, но по-прежнему способным уничтожить всю жизнь на планете), от этих гуманистических принципов открыто отказывается.

    Отказываясь от сопротивления, Украина пошла бы на полную ликвидацию собственной независимости и гражданского общества. Я могу предположить, что даже и в этом случае ненасильственное сопротивление дало бы качественные плоды — в виде последующей революции в России и освобождении всего постсоветского пространства, включая и Украину, и саму Россию. Но осуждать украинцев за то, что они выбрали путь силового сопротивления, я не имею права.

    Захват Крыма Россией произошел без насилия, поскольку украинские войска не оказали сопротивления. Но Россия (ее власти) не остановилась на этой аннексии. Боевые действия начались в Донецкой и Луганской областях. Есть серьезные основания предполагать, что если бы Украина позволила бы повторить в этих областях крымский сценарий, через некоторое время он бы повторился уже на всем юго-востоке Украины, а затем и в остальной Украине (вероятно, исключая ее западные области).

    По логике людей, осуждающих Украину за применение силы, в крови и насилии виновата жертва агрессора, поскольку ему воспротивилась. Что любопытно, в применении силы Украину обвиняют люди, отнюдь не являющиеся адептами ненасилия. Ситуация доходит до абсурда — как если бы Геббельс обвинял население и правительства стран, подвергшихся гитлеровской агрессии, в несоблюдении принципов толстовства.

    Читайте так же:  Дарственная на долю в квартире

    Трагедия гибели людей, особенно не принимающих активного участия в конфликте, становится средством манипуляции со стороны агрессивных антигуманистических сил. Эти силы — российские власти — только в двух чеченских войнах нанесли мирным жителям территорий конфликта такой колоссальный урон, что симпатизантам этой власти не следовало бы даже открывать рот, издеваясь над принципом гуманизма, который они ненавидят и презирают, но к которому ситуативно апеллируют. Если их волнуют проблемы гуманизма и сохранение жизни людей, то им бы следовало сосредоточить свое внимание на ликвидации антигуманистической властной структуры в самой России и на утверждении внутри нее тех самых гуманистических принципов, о которых они декларативно беспокоятся.

    Но симпатизанты российской власти и ее политики предпочитают аннексии, засылку диверсантов в соседние страны, тайные поставки разнообразных видов оружия — а затем истерику по поводу гибели людей в ходе конфликта, игнорируя тот факт, что именно их сторона этот конфликт развязала и активнейшим образом его подпитывает.

    Наилучшим способом остановки украинско-российского конфликта я вижу смену власти в России и вступления российского общества на путь гуманизации, выработки толерантности, преодоления имперского сознания и шовинизма.

    А всем жертвам — вечная память. Говорить же подробно о своих переживаниях, когда каждое утро сталкиваешься с новыми цифрами погибших — не всякому дано, и не от каждого требуется. Это глубоко внутреннее дело каждого человека, который молится “о мире во всем мире и соединении всех”. Могу только сказать, что если на людей больше не будут падать бомбы, если их перестанут сажать в лагеря, если в мире не будет больше насилия в какой бы то ни было форме — я буду счастлив.

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

    1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

    наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

    2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

    наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

    Комментарий к Ст. 356 УК РФ

    1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие выполнение и соблюдение международных норм, обязательств по использованию средств и методов ведения войны с целью максимального соблюдения гуманитарных принципов, лежащих в основе уважения человеческой личности. Дополнительный объект преступления — жизнь, здоровье, отношения собственности, экология, культурные ценности и др.

    Потерпевшими могут быть военнопленные, гражданское население, а предметом преступления движимое и недвижимое имущество независимо от форм собственности, в частности производственные и хозяйственные объекты, сооружения, жилые дома, леса, культурные ценности и т.д.

    2. Международным сообществом выработан ряд документов, которые запрещают применение определенных средств и методов ведения войны, в том числе обращения с военнопленными, мирным населением. К таким, в частности, относятся:

    — Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. ;
    ———————————
    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 573 — 574.

    [2]

    — Гаагские конвенции от 18 октября 1907 г.: «О правах и обязанностях нейтральных Держав в случае морской войны»; «О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции» ; «О бомбардировании морскими силами во время войны»; «О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин»; «Об обращении торговых судов в суда военные»; «О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий»; «О правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны»; «О законах и обычаях сухопутной войны» ; «Об открытии военных действий»; «Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам»; «О мирном решении международных столкновений» ;
    ———————————
    Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. Отдел второй. 1926. N 38. Ст. 226.

    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587. (Извлечения.)

    Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 776 — 788 (извлечение).

    — Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. ;
    ———————————
    Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 258 — 281.

    — Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: «О защите гражданского населения во время войны»; «Об обращении с военнопленными»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» ;
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 412 — 569.

    — Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. .
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

    4. В Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны к гражданскому населению отнесены лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев; лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

    С этой целью запрещаются в отношении вышеуказанных лиц следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

    Читайте так же:  Пенсия в беларуси особенности пенсионной системы

    5. Под средствами ведения войны понимается оружие и иная любая военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств, подавления сопротивления противника. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

    К запрещенным средствам ведения войны относятся: применение оружия «неизбирательного действия», последствиями которого являются не только военные объекты, когда гибнет мирное население, причиняется излишний материальный вред в связи с использованием такого смертоносного, разрушительного оружия, имеющего большое поражающее действие, в частности различные кассетные, напалмовые, нейтронные бомбы, иное подобное оружие.

    Так, согласно подписанной 18 сентября 1997 г. в Осло Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились ни при каких обстоятельствах: не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению запрещенной деятельности. Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями Конвенции.

    10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .
    ———————————
    Действующее международное право. Т. 2. С. 589 — 603.

    При изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны необходимо определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, в нормах международного права.

    6. Под методами ведения войны понимаются способы, приемы, порядок проведения военных действий, использования средств ведения войны в соответствии с их целями. К запрещенным методам ведения военных действий относятся нападения «неизбирательного характера», которые не ограничиваются целью и поражением одних военных объектов, а подвергают поражению гражданские объекты, приводят к гибели мирного населения. Запрещается применять методы ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия.

    7. Женевская конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. установила, что каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому.
    ———————————
    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV. С. 437 — 440.

    9. Хотя в наименовании комментируемой статьи указаны «средства и методы ведения войны», однако в диспозиции употреблен термин «вооруженный конфликт». Вооруженный конфликт, т.е. обстановка преступления, является обязательным признаком состава преступления.

    В международных документах различаются: 1) международный вооруженный конфликт, как военные действия между какими-либо государствами или между метрополией и национально-освободительным движением; 2) вооруженный конфликт немеждународного характера, как внутренний конфликт на территории какого-либо государства, означающий вооруженное противостояние между вооруженными силами этого государства и какими-либо вооруженными отрядами, вооруженными формированиями.

    В соответствии с Дополнительным протоколом II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты, не носящие международный характер.
    ———————————
    Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 647 — 658.

    10. Объективная сторона преступления характеризуется совершением альтернативных действий: 1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

    Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимается преднамеренное убийство, пытки, истязания и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, причинение тяжелых страданий, нанесение увечья, серьезного ущерба здоровью и т.д.

    Под депортацией понимается насильственное изгнание, перемещение, вывоз, высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию любого другого государства, за исключением случаев эвакуации населения, когда требуется соблюдение его безопасности, или особо веские соображения военного характера. После прекращения военных действий гражданское население подлежит немедленному возвращению.

    Под разграблением национального имущества понимаются незаконные, проводимые в значительном, массовом количестве действия по изъятию, присвоению, расхищению, уничтожению, вывозу имущества, не вызываемые военной необходимостью.

    11. Преступление признается оконченным при совершении любого из перечисленных в законе действий.

    12. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

    13. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    14. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (см. комментарий к ст. 355). Преступление признается оконченным с момента фактического применения оружия массового поражения, независимо от наступивших последствий.

    Источники


    1. Гарнизоненко Т. С. Каталог красивоцветущих и декоративных растений; Феникс — Москва, 2005. — 336 c.

    2. Отсутствует Краткий справочник по биологии / Отсутствует. — М.: Питер, 2015. — 271 c.

    3. Радзинский, В. Е. Лекарственные растения в акушерстве и гинекологии / В.Е. Радзинский, Е.Т. Михайленко, К.А. Захаров. — М.: Медицинское информационное агентство, 2005. — 320 c.
    Признаки негуманного ведения войны
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here